«Зависание» частоты вращения ротора двигателя
Зависание частоты вращения ротора двигателя может происходить на земле и в полете, на различных режимах работы двигателя. Сущность этого дефекта заключается в том, что в процессе открытия дроссельного крана частота вращения, достигнув определенной величины, остается постоянной, несмотря на то, что перемещение РУД на увеличение режима продолжается. «Зависание» на различных режимах вызывается разными неисправностями. Наиболее характерными из них являются:
заклинивание во втулке иглы распределителя. топлива вследствие попадания в зазор между ними посторонних частиц;
разрушение (прорыв) мембраны клапана автомата приемистости вследствие ее некачественного изготовления (подрезка, утонение материала) и снижения прочностных свойств в процессе эксплуатации из-за высоких температур подводимого воздуха. В настоящее время подводимый в мембранную полость воздух охлаждается в топливовоздушном теплообменнике;
нарушение герметичности воздушной полости автоматического распределителя топлива из-за усадки прокладки корпуса автомата приемистости или недостаточного подвода воздуха в эту полость вследствие ослабления затяжки гаек крепления трубки подвода воздуха к автомату приемистости. Недостаточный подвод воздуха к автомату приемистости может быть из-за появления трещин на трубке подвода воздуха вследствие воздействия вибрационных напряжений при наличии концентратора в месте припайки трубки к штуцеру, а также вследствие наличия остаточных напряжений, возникающих в’материале трубки от подгибки при монтаже.
Недостаточный подвод воздуха к автомату приемистости может происходить также из-за замерзания влаги в трубке, обледенения и засорения воздушного фильтра, чему способствует скопление пыли и влаги в корпусе фильтра в результате неправильной установки чашки (дренажным отверстием кверху);
нарушение характеристики распределителя топлива по проливке — уменьшение расхода через основной канал. Это уменьшение является следствием усадки резиновых уплотнительных колец разъема корпуса распределителя с фигурной крышкой и втулки распределителя;
«зависание» максимальной частоты вращения ротора двигателя с подъемом на высоту происходит из-за изменения жесткости диафрагмы высотного компенсатора;
заедание золотника автомата приемистости распределителя топлива в положении на слив, попадание посторонних частиц под клапан ограничителя максимальной частоты вращения топливного насоса или под клапан баростата.
Во всех случаях «зависания» частоты вращения в полете необходимо включить изолирующий клапан, прекратить выполнение задания и произвести посадку, после чего выявить причину неисправности и устранить ее.
Из рассмотрения отказов топливной системы и системы регулирования можно сделать вывод, что большинство из них является следствием попадания в систему посторонних частиц.
Исследования и опыт эксплуатации показывают, что наибольшую опасность для топливной системы представляют частицы размером от 10 до 50 мкм, которых в агрегатах содержится всего 0,08… 0,4% от общего количества посторонних частиц, не задерживаемых топливными фильтрами.
С увеличением наработки происходит значительное увеличение количества таких частиц. Поэтому регламентом технической эксплуатации предусмотрена периодическая проливка на батист плунжерных насосов для резкого уменьшения количества этих частиц в топливной системе двигателя.
Источниками загрязнения топлива являются:
механические примеси (до 0,005%) в самом топливе, не задерживаемые фильтром на входе;
продукты износа подвижных деталей агрегатов системы заправки и агрегатов топливной системы самолета;
механические частицы, попадающие через горловины топливных баков при заправке и через дренажную систему;
посторонние частицы, попадающие при выполнении
регламентных работ, при демонтаже и монтаже агрегатов и трубопроводов топливной системы самолета и двигателя.
В частях, эксплуатирующих двигатели, необходимо строго выполнять требования по проливне плунжерных насосов, обеспечивать чистоту рабочих мест на участках работы с топливной аппаратурой и исключить возможность попадания посторонних частиц в топливную систему самолета и двигателя. Систематически контролировать чистоту полостей емкостей, магистралей и исправность средств заправки, обращая особое внимание на состояние каркасной сетки фильтра.